Лубнина Татьяна Алексеевна, старший воспитатель дошкольных групп МОУ СОШ п. Белореченск Омутнинского района Включение педагогов дошкольных групп общеобразовательных учреждений в сетевое взаимодействие через организацию стажировок Особенностью общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, является наличие небольшого количества дошкольных групп: от одной до трех. Педагогическая деятельность воспитателя осложняется тем, что он одновременно работает с детьми нескольких возрастов. Развитие профессионального мастерства, главным образом, происходит непосредственно, в условиях естественной профессиональной среды - в учреждении. Однако внутренние ресурсы учреждения не всегда способствуют профессиональному росту педагогов, что, в конечном счете, негативно сказывается на качестве дошкольного образования. Работа с данной категорией педагогических работников требует от муниципальной методической службы осмысления и реализации новых подходов. - Принципиально качественные изменения в профессиональном развитии педагогов дает сетевая организация работы. Она создает благоприятные условия для развития кадров, повышения потенциала образовательных учреждений, динамично реагирует на их запросы и потребности [1]. - Сетевая организация работы рассматривается Е.В. Василевской как среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмена идеями, создания нового интеллектуального продукта и др. [1]. - Исходя из анализа рейтинговых карт ДОУ и диагностики профессиональных потребностей и затруднений в районе был выявлен потенциал педагогов сельских общеобразовательных учреждений, которым присуще желание повысить свое профессиональное мастерство, совершенствовать знания теории и практики. В свою очередь в ведущих образовательных учреждениях города накоплен инновационный педагогический опыт работы по различным направлениям развития детей, по организации и управлению образовательным процессом. Новой формой работы с кадрами была выбрана стажировка, которая организуется на базе ведущих детских садов города Омутнинска (МДОУ д/с № 16 «Малыш», МДОУ д/с № 17 «Чебурашка», МДОУ ЦРР - д/с № 18 «Рябинка», МДОУ д/с № 19 «Сказка», МДОУ д/с № 20 «Росинка») у педагогов, имеющих высокий уровень профессиональной компетентности.
Стажировка является одним из видов повышения квалификации и развития профессионального мастерства. Организатором деятельности выступает методический кабинет РУО, координатором - представитель дошкольных групп. Определилась модель организации данной формы: Модель стажировок воспитателей дошкольных групп «ЗВЕЗДА»
Стажировки проводятся на основании приказа районного управления образования, образовательной программы «Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольных групп сельских общеобразовательных учреждений», Положения о стажировке и планов совместной деятельности образовательных учреждений. Учитывается принцип добровольного участия педагогов в такой форме повышения квалификации. Руководителем стажировки в каждом образовательном учреждении назначается старший воспитатель, в обязанности которого входят: · организация теоретических и практических мероприятий; · контроль за результатами деятельности наставников и т.д. Направление выбирается педагогом-стажером самостоятельно. Для отслеживания результатов работы наставники выезжают к педагогам и анализируют их педагогическую деятельность, а также привлекают стажеров к показу открытых мероприятий с детьми данного учреждения. По окончании стажировки о деятельности каждого стажера составляется аналитическая справка. В районный методический кабинет педагоги сельских учреждений предоставляют следующие документы: журнал прохождения стажировок; анализ посещения учебных занятий и других открытых мероприятий с детьми; авторские методические разработки по теме стажировки; творческую работу, которая сначала презентуется на методических мероприятиях детского сада, в котором педагоги села проходят стажировку. Все документы анализируются и оцениваются организатором и координатором стажировок. Результаты совместной деятельности педагоги представляют на районной методической конференции, где педагогическое сообщество района знакомится с лучшим педагогическим опытом педагогов сельских учреждений. Стажировка как форма повышения квалификации в межкурсовой период обеспечивает личностный подход, вызывает высокую активность педагогов-стажеров, удовлетворение потребности педагогов в совершенствовании умений по решению педагогических проблем. В результате, обобщен педагогический опыт у 84,5% педагогов дошкольных групп (ранее - у 7 %), на 56% вырос уровень профессионального мастерства по направлению стажировки. Итак, включение педагогов дошкольных групп общеобразовательных учреждений в сетевое взаимодействие показывает, что стажировка является школой педагогического опыта и эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогов. Список литературы - Василевская, Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне [Текст] / Е.В. Василевская. - М.: АПК и ППРО, 2007.
- Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М .: Изд. центр «Академия», 2008. - 352 с.
Приложение к журналу «Образование в Кировской области», 2010, № 3 Мир детства
|