Сайт-портфолио Лубниной Татьяны Алексеевны
Главное меню
Новости сайта
Журнальные статьи [4]
Проекты [7]
Отзывы [3]
Отзывы о работе Татьяны Алексеевны
Форма входа
Главная » Статьи » Журнальные статьи

Стажировка как одна из форм повышения профессионального мастерства воспитателей дошкольных групп общеобразовательных учреждений

Из опыта работы

педагогов дошкольных групп

Т. А. Лубнина,

старший воспитатель дошкольных групп МОУ СОШ п. Белореченск, координатор стажировок

Стажировка как одна из форм повышения профессионального

мастерства воспитателей дошкольных групп

общеобразовательных учреждений

Концепция модернизации Российского образования ставит задачу достижения нового современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребёнка, способного реализовать себя как часть социума. В связи с этим предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. В Концепции подчёркивается, что основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированных педагогов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту.

В анализе современного состояния образовательной системы как «зона риска» выделена отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, не позволяющая осуществлять развитие кадрового потенциала, неспособная обеспечить современное содержание образовательного процесса.

Важное место в этом процессе занимаетпроблема повышения эффективности методической работы с кадрами, создающая условия и дающая возможность воспитателям проявить творчество, новаторство, реализовать себя как личность и как педагога. Успех работы педагога во многом зависит от качества методической работы, качества методических мероприятий.

Однако педагогические коллективы и педагоги дошкольных групп общеобразовательных учреждений испытывают затруднения в работе над профессиональным саморазвитием и совершенствованием. Результаты изучения личностных и профессиональных качеств воспитателей этих учреждений свидетельствуют о наличии следующих проблем:

          Недостаточный уровень совершенствования профессионального мастерства;

          Недостаточная   готовность   к   инновациям,   происходящим   в дошкольном образовании на современном этапе, и их реализации;

          Неэффективное содержание методической работы.

    Причины    возникновения    этих    проблем    вытекают    из-за отсутствия специалистов в дошкольных группах села (педагога-психолога, учителя-логопеда, руководителя изобразительной деятельности и т.д.), необходимых для полноценного развития личности ребёнка и профессионального педагогического мастерства педагогов, отдалённости населённых пунктов от районного города, что влечёт за собой низкую посещаемость районных профессиональных методических объединений и т.д.Исходя из анализа рейтинговых карт ДОУ и диагностики профессиональных потребностей и затруднений, в районе был выявлен потенциал педагогов сельских общеобразовательных учреждений, которым присуще желание повысить свой профессиональный уровень, совершенствовать знания теории и практики. В свою очередь в ведущих образовательных учреждениях города накоплен огромный опыт работы педагогов по различным направлениям развития детей, по организации и управлениюобразовательным процессом, что послужило поводом для передачи этого опыта педагогам села. Ранее для педагогов малокомплектных детских садов работало методическое объединение, но эффективностьданной    работы    была   невысока,    т.к.    разовые    мероприятия    не способствовали      профессиональному мастерству, повышению квалификации. Педагоги села не      проявляли активности, организованности, поэтому была выбрана новая форма методической работы с кадрами - стажировка.

Стажировка - это специально организованная взаимная деятельность по передаче знаний, опыта стажёру с целью повышения квалификации в конкретном профиле.

Стажировки проводились на основании приказа РУО, образовательной программы «Повышение профессионального мастерства дошкольных групп сельских общеобразовательных учреждений», Положения о стажировке и планов совместной деятельности образовательных учреждений. Руководителем стажировки в каждом образовательном учреждении назначался старший воспитатель, в обязанности которого входили:

    организация теоретических и практических мероприятий;

    контроль за результатами деятельности наставников.

Новизной в организации работы стажировок является составление индивидуального образовательного маршрута педагогом - наставником и руководителем стажировки на основе профессиональных потребностей и запросов каждого стажёра.

В содержание индивидуального образовательного маршрута были включены:

         наблюдения и анализ занятий;

     изучение организации воспитательно-образовательного процесса;

         изучение  планов,  программ  по  организации  воспитательно-образовательного процесса;

         участие   педагогов   в   заседаниях   педагогических   советов, методических мероприятий;

         организация практикумов - семинаров; 

         изучение методической литературы по темам стажировок и т.д.

Стажировки проводились по следующим направлениям:

         физкультурно-оздоровительное;

         интеллектуально-познавательное;

         социально-личностное;

         художественно-эстетическое.

Проходили стажировки в пяти образовательных учреждениях города Омутнинска: МДОУ д/с №16 «Малыш», МДОУ д/с №17 «Чебурашка», МДОУ ЦРР д/с №18 «Рябинка», МДОУ д/с №19 «Сказка», МДОУ д/с №20 «Росинка». Четырнадцать наставников ДОУ передавали свой опыт и совершенствовали профессиональное мастерство двадцати двух стажёров-педагогов из всех (восьми) дошкольных групп сельских СОШ.

На протяжении всего периода стажировки наставники и стажёры активно сотрудничали, используя прямой и дистанционный контакты. Это общение переросло в деловые и дружеские отношения, которые продолжаются и по сей день.

Стажировка потребовала от наставников углублённых знаний, умений в передаче своего профессионального опыта и мастерства, дополнительную ответственность. Возросла загруженность наставников. Наставники дошкольных образовательных учреждений города показали профессиональную компетентность, педагогическое мастерство, большую культуру общения, тактичность, создали атмосферу доверия. В свою очередь стажёры проявили терпение, старание, с удовольствием перенимали знания и опыт наставников, которые сейчас применяют в своей работе. Стажировка как форма повышения квалификации обеспечивает личностный подход и удовлетворение потребности педагогов в совершенствовании знаний, теории, практики организации и управления воспитательно-образовательным процессом.

По окончании стажировки каждый стажер предоставил следующие документы:

-  журнал прохождения стажировок;

- анализ посещения занятий и других открытых мероприятий;

-  пять собственных разработок по теме стажировки;

творческую работу, презентованную на методических мероприятиях детского сада, в котором педагоги села проходили стажировку.

По итогам работы руководители и наставники стажировки составили аналитические справки. Все документы, предоставленные стажерами, были проанализированы и оценены.

Для отслеживания результатов работы наставники выезжали к стажерам и анализировали их педагогическую деятельность, а также привлекали к показу результаты работы в форме открытых мероприятий на детях данного учреждения. Результативность работы отслеживали и с помощью входящей и контрольной диагностик, где выявивших уровень знаний и профессиональных умений до начала прохождения стажировки и после неё. 

По результатам анализа документации стажеров-воспитателей дошкольных групп, отзывов руководителей стажировок и наставников ДОУ педагогический опыт педагогов Алехиной ТатьяныАлексеевны, Куншиной Елены Борисовны (дошкольные группы СОШ с. Залазна), Бычковой Аллы Ивановны (дошкольные группы СОШ п. Лесные Поляны), Андреевой Алевтины Николаевны, Баталовой Марины Леонидовны (дошкольные группы СОШ п. Черная Холуница), Корепановой Альфии Шарифзяновны (дошкольные группы МОУ СОШ п. Белореченск), Некрасовой Светланы Геннадьевны (дошкольные группы СОШ п. Котчиха) представлен на районной конференции, проведенной по итогам стажировок.

Такая форма индивидуальной методической работы, как стажировка, помогла вызвать высокую активность педагогов-стажеров, совершенствовать умения в разрешении педагогических проблем, связать теорию с практическим опытом. Большую роль в результативности работы сыграл гибкий график посещения различных методических мероприятий в процессе стажировки.

Таким образом, в результате проведенной стажировки в 2008, 2009 годах изучен и обобщен педагогический опыт 22 педагогов села. Стажировка как одна из форм методической работы по повышению квалификации способствовала совершенствованию профессионального мастерства, развитию в педагогах творческой инициативы, доказала свою эффективность Практика оказания такой помощи педагогам показала себя жизнеспособной. Стажировка как новая форма совершенствования профессионального мастерства педагогов отвечает современным требованиям и положительно влияет на качество образования в дошкольных группах при школах.

 Стажировка как средство повышения профессионального мастерства педагогов дошкольных групп общеобразовательных учреждений

Г. Омутнинск, 2009

Категория: Журнальные статьи | Добавил: RoToR (05.03.2012) | Автор: Лубнина Татьяна Алексеевна E W
Просмотров: 3154 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergbet  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/sklady-klassa-a-iz-metallokonstruktsiy/>орл а aми 2700</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
Заказать сайт
МКОУ СОШ №10 п.Белореченск
Блог школьного сисадмина
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz