Сайт-портфолио Лубниной Татьяны Алексеевны
Главное меню
Новости сайта
Журнальные статьи [4]
Проекты [7]
Отзывы [3]
Отзывы о работе Татьяны Алексеевны
Форма входа
Главная » Статьи » Проекты

Семинар "Гендерный подход в воспитании детей разновозрастной группы"

Уважаемые коллеги!


Сегодня мы с вами поговорим об аспектах гендерного воспитания детей в условиях детского сада, конкретно в условиях разновозрастной группы. Проблема формирования гендерной идентичности в дошкольных учреждениях сегодня актуальны, как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлены без учёта
гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется бесполое (усреднённое) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и маскулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнить свои социальные роли. Это происходит потому, что в настоящее время в обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность - подчинение), а такие качества, как взаимопомощь — взаимопонимание. Организация работы на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, в которых дети проводят большую часть времени. Таким образом, наша с вами задача в работе с детьми в решении проблемы гендерной идентификации заключается не только в формировании мужских и женских качеств, но и в формировании качеств, свойственных обоим полам (доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).

Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека.Все важнейшие качества личности, задатки, способности формируются именно в этом возрасте. Поэтому нам, педагогам-воспитателям необходимо воспитывать у мальчиков и девочек основы мужественности и женственности.

Для развития начал мужественности у мальчиков следует усиливать внимание к воспитаниюу них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола и в первую очередь, желание и способность защищать.

Для развития начал женственности у девочек, особое внимание следует уделять воспитаниюнежности и заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместнойсреде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут проявлять и свои индивидуальные особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности, является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. Также общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, так как оно ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики. Необходимо пересмотреть вопросы, связанные с интересами и потребностями мальчиков и девочек. Так мальчики любят дружеские потасовки, что часто не является проявлением агрессии, а создает у детей положительный эмоциональный фон. Педагоги не всегда правильно понимают эту потребность мальчиков и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают, поэтому в группе, где больше мальчиков надо отводить соответствующие игровые зоны с наибольшей площадью. Важно взаимодействие мальчиков и девочек. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата. В играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверчивости.

Важно не только поощрять объединение девочек и мальчиков в играх, на занятиях и вповседневной жизни, но и научить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола, так как уже в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола. Так же у мальчиков в детских снах и рисунках проявляются символы свободы и путешествий (ветер, окно, мосты, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, корабли), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), а также символы победы (флаг и горн).

А у девочек проступает совсем другая система символов, им присуще символы материнства(куклы — невесты, детские кроватки, коляски), символы женственности, изящество, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда, символы достатка в доме ( ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (Цветы, яркие губы, глаза, наряды).

Какую же роль в формировании, закреплении или изменений гендерных играет в воспитаниидетей? Исходным пунктом в данном вопросе служат два бесспорных факта:

1.      Мальчики и девочки ведут себя по- разному.

«Конформность», примерность девочек в сравнении с проказами мальчиков часто лежитв основе того, что при конфликтности между ними педагоги чаще становятся на сторону девочек. Объясняется это незнанием специфики их поведения. Мальчики создают больше шума, чаще не реагируют на рамки и границы, причем и это важно, не из осознанного стремления что-то нарушить или из неуважения к старшим, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной деятельности.

2.      От разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними.Следует исходить из того, что в целом нравственный уровень мальчиков и девочек одинаков. И нет никаких оснований в этом плане ставить один пол выше другого, пусть сами нравственные понятия формируются несколько раньше у девочек.

Таким образом, учитывая актуальность проблемы воспитания детей с учетом их половыхразличий и интересов в своей педагогической практике мы осуществляем дифференцированный подход в воспитании и развитии мальчиков и девочек. Специфика нашей работы заключается в том, что воспитание и обучение детей происходит в разновозрастной группе, жить в ней стараемся по образцу дружной и большой семьи, где на лицо ответственность и инициативность старших и возрастающая самостоятельность младших.

Сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно старшие мальчики и девочки сжеланием обучают младших тому, что умеют хорошо делать сами, например в конструктивных играх проявляют больше изобретательности, они строят города, железные дороги, а младшие перенимают их умения, также учат малышей пилить, забивать гвозди, шлифовать деревянные изделия наждачной бумагой. Девочки же передают опыт младшим в сюжетно-ролевых играх с куклами, в вышивании цветными нитками сюжетных картинок на бумажной основе.

Дети - и старшие, и младшие - находятся в деловом, но не навязчивом контакте, которыйудовлетворяет потребности и интересы тех и других. От простого проявления помощи старшие дети постепенно переходят к воспитывающей, обучающей форме. В результате в группе развиваются гуманные отношении, а также идет социализация мальчиков и девочек, формируется гендерная идентичность. В сборнике образования Кировской области М94 2009 г. вы можете более подробно ознакомиться с опытом работы педагога высшей квалификационной категории Карепановой Альфии Шарифзяновны по теме «Гендерное воспитание детей 4-7 лет».

Процесс гендерного воспитания в группе представляет собой определенную систему и осуществляется через организацию различных форм работы с детьми.

Также организация педагогического процесса строиться с учетом дифференцированногоподхода. На занятиях по математике используем различные материалы для мальчиков у (солдатиков, танки), для девочек — мячики, цветочки. На музыкальных занятиях номера отбираются для девочек и мальчиков.

На занятиях по физической культуре предъявляем разные требования и девочкам имальчикам при выполнении одних и тех же упражнений и движений. На прогулке — в трудовой деятельности мальчики расчищают дорожки от снега зимой, летом — копают песок, девочки наводят порядок на веранде, подметают дорожки. Несмотря на разницу подходов в организации основных видов деятельности, есть правила, которые применяются к обоим полам. Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, нормы поведения, составляющие основу жизни в любом обществе. Чем больше у детей будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче им будет жить дальше. Профессиональная деятельность педагогов по-настоящему будет результативна, когда родители становятся активными помощниками и единомышленниками. Именно в семье человек сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений. Работа с родителями стала неотъемлемой частью нашей работы. Проводились групповые собрания, консультации «игры мальчиков, игры девочек», «В семье растет сын (дочь)», «Дети наше зеркало», открытые мероприятия, занятия, развлечения, соревнования.

Эти мероприятия позволяют нам заинтересовать родителей таким аспектом в работе какгендерное воспитание.

Эта проделанная, пока еще не очень значительная работа в этом направлении позволила нам:

1.      Познать культуру общения между мальчиками и девочками.

2.      Сформировать интерес к труду и желанию трудиться, видеть результаты своего труда.Мальчики приобрели навыки работы с деревом, инструментами, девочки совершенствовали умения работать с иглой и нитью, бисером.

3.      У детей сформировалось эмоционально положительное отношение к выполнениюбудущей социальной роли.

Вместе с тем сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытываютнедостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессах мальчиков и девочек.

Наработанный опыт педагогов будет углубляться, И совершенствоваться по этой теме. Мы сосвоими педагогами стараемся создать пространство, в котором ребенок свободно познает мир, его законы, любовь, милосердие, а с другой — пространство наполненное знаками символами мужского и женского мира, которые сохранены в культуре и переданы нам культурой.

скачать презентацию        скачать программу семинара


Категория: Проекты | Добавил: RoToR (14.03.2012) | Автор: Лубнина Татьяна Алексеевна E W
Просмотров: 3039 | Комментарии: 1 | Теги: подход, семинар, гендер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
Заказать сайт
МКОУ СОШ №10 п.Белореченск
Блог школьного сисадмина
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz