Т.А. Лубнина ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМИ ГРУППАМИ И ПЕРВОЙ СТУПЕНЬЮ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ Преемственность
как система непрерывного образования предусматривает согласование целей
воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы.
Именно так строится работа в МОУ СОШ №10 п. Белореченск Омутнинского района. Администрацией
и педагогами школы разработано Положение о сотрудничестве по вопросу
преемственности между дошкольными группами и школой. Основополагающими документами
для организации работы по преемственности являются нормативные документы: Закон
РФ «Об образовании», Типовое положение об образовательном учреждении для
дошкольного и младшего дошкольного возраста, Концепция содержания непрерывного
образования «Дошкольное и начальное звенья». Кроме того, в школе разработаны
совместный план мероприятий между школой и дошкольными группами по вопросам
преемственности в обучении и воспитании, программа подготовительного курса для
детей 6-летнего возраста, по которой проводят занятия учителя будущих
первоклассников; подготовлены материалы по психологической поддержке педагогов
и родителей. Вопросы
преемственности начинают освещаться с детского сада. Родители, приводя детей в
группу, видят массу интересной и своевременной информации по подготовке детей
к школе. Это и советы учителя-логопеда, педагога-психолога и других
специалистов, уголки для родителей, папки-передвижки, рекомендации по вопросам
воспитания, обучения, подготовки детей к школе. Работа с родителями ведется на
протяжении всего периода дошкольного детства через родительские собрания,
беседы по подготовке детей к школе, развитие познавательных и творческих
способностей детей, выбор будущих программ обучения. Педагоги
дошкольных групп начинают работу по подготовке детей к школе с самого раннего
возраста. Очень много детей приходит в детский сад с недоразвитием речи,
проблемами в произношении звуков, поэтому педагоги используют в своей работе
различные виды игр, которые способствуют развитию речи, обогащению словарного
запаса и развитию мелкой моторики рук. На
занятия в подготовительную группу приглашаем учителей начальной школы с целью
знакомства с программами воспитания и обучения дошкольного образования,
методами и приемами работы с детьми, что позволяет более качественно решать
проблемы преемственности детского сада и начальной школы. Предметно-развивающая
среда обеспечивает жизненные потребности наших детей. В группах созданы
книжные и физкультурные уголки, речевые и экспериментальные зоны, изоуголки,
уголки уединения и релаксации. Все зоны в группах многофункциональны и
динамичны. В них устраиваются концерты, посиделки, чаепития. Для
детей младшей группы любимым местом является микросцена, которая служит
мини-кафе, магазином, самолетом, театром. Здесь реализуются задачи творческого
развития детей. Экологическая пирамида помогает знакомить детей с особенностями
природных явлений. Мобильность этой пирамиды позволяет детям использовать ее в
качестве строительного конструктивного материала для составления определенного
времени года. «Зеленая зона» помогает осуществлять образовательную работу по
ознакомлению с окружающим миром, в ней проводятся эксперименты по выращиванию
растений в разных условиях, создаются композиции из природного материала и др. В
старшей группе создана зона художественно-эстетической деятельности, где дети
рисуют, лепят, рассматривают альбомы, оформляют мини-выставки. Раскрыть
способности каждого ребенка помогают игровые центры. Здесь дети проводят
свободное время, организуют игры со сверстниками, самостоятельно используют
разнообразное оборудование. Уголок русского быта, где собраны реальные образцы
народного творчества, способствует воспитанию у детей чувства патриотизма,
формирует представления о малой родине, помогает осознать общечеловеческие
ценности, закрепить семейные традиции, которые передаются из поколения в
поколение. Экспериментальные зоны - важнейший аспект развития личности
ребенка, в процессе которого дети имеют возможность проводить исследования и
саморазвиваться. В группе имеется глобус, карта, лупа, дидактические игры,
ребусы, тан-граммы, которые носят сменный характер.
В
работе с детьми также используется традиционное и нестандартное оборудование:
классики, городки и т.д. Все это способствует обеспечению эмоционального
благополучия, полноценного развития личности, росту познавательной и
двигательной активности. Предметно-развивающая
среда начальной школы приближена к среде дошкольных групп и служит интересам и
потребностям каждого ребенка. В классных кабинетах дети видят знакомую
обстановку. Первый класс по-своему похож на подготовительную группу -
прекрасный игровой уголок, мягкий уголок позволяют детям отдохнуть и найти занятие
по своим интересам. С
целью знакомства с детьми дошкольных групп и их родителями, формами и методами
проведения занятий, уровнем подготовки детей к школе и согласованности в
предъявлении требований в дальнейшей учебной деятельности будущий учитель
приглашает к себе на уроки детей подготовительной группы, воспитателей, проводит
с ними экскурсии. Как воспитатели дошкольных групп, так и учителя начальных
классов изучают на совместном школьном методическом объединении программы
дошкольного образования и начальной школы, используют в работе элементы
здоровьесберегающих технологий. Работа
по данному направлению в образовательном учреждении проводится в системе,
отслеживается как старшим воспитателем дошкольных групп, так и учителями
начальных классов, специалистами школы: учителем-логопедом,
педагогом-психологом, социальным педагогом, заместителями директора по учебной
и воспитательной работе. Данный вопрос постоянно на контроле у директора школы. Преемственность
обозначает всю совокупность традиций: первый звонок, последний звонок,
проведение совместных праздников, а также работа творческого центра «Забота и
милосердие». В нем школьники оказывают неоценимую помощь дошкольным группам в
вязании кукол, изготовлении поделок, атрибутов к сюжетно-ролевым играм,
создании снежных городков зимой, очистке площадки от снега, организации игр с
детьми летом, обыгрывании различных сюжетов, в оборудовании и ремонте летней
площадки, покраске и уборке территории. Одним из совместных мероприятий,
проводимых ежегодно воспитателями и учителями начальных классов с детьми
подготовительной группы и учениками, являются «Веселые старты». Работа
образовательного учреждения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие
индивидуальности каждого ребенка. В результате такой систематической и
целенаправленной работы улучшилась подготовка детей к обучению в школе. Об
этом говорят итоги успеваемости выпускников детского сада на первой ступени
обучения. Таким
образом, проблема преемственности успешно решается в тесном взаимодействии
дошкольных групп и школы. Выигрывают от этого все. И пусть еще не все проблемы
решены, но мы верим, что преемственность в работе школы и детского сада -
залог успешной учебы каждого ребенка. Список
литературы Бабаева, Т.И. У
школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева. - М.: Просвещение, 1993. Буре, Р.С.
Готовим детей к школе [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Р.С.
Буре. - М.: Просвещение, 1987. Нижегородцева,
Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н.В. Нижегородова,
В.Д. Щадриков. - М.: ВЛАДОС, 2001. Научно-методический
журнал «Образование в Кировской области» №4, 2008 год, стр. 55
|