Сайт-портфолио Лубниной Татьяны Алексеевны
Главное меню
Новости сайта
Журнальные статьи [4]
Проекты [7]
Отзывы [3]
Отзывы о работе Татьяны Алексеевны
Форма входа
Главная » Статьи » Журнальные статьи

Преемственность между дошкольными группами и первой ступенью обучения в общеобразовательной школе

Т.А. Лубнина

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМИ ГРУППАМИ И ПЕРВОЙ СТУПЕНЬЮ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Преемственность как система непрерывного образования преду­сматривает согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы. Именно так строится работа в МОУ СОШ №10 п. Белореченск Омутнинского района.

Администрацией и педагогами школы разработано Положение о сотрудничестве по вопросу преемственности между дошкольными группами и школой. Основополагающими документами для организации работы по преемственности являются нормативные документы: Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об образовательном учреждении для дошкольного и младшего дошкольного возраста, Концепция содержания непрерывного образования «Дошкольное и начальное зве­нья». Кроме того, в школе разработаны совместный план мероприятий между школой и дошкольными группами по вопросам преемственности в обучении и воспитании, программа подготовительного курса для де­тей 6-летнего возраста, по которой проводят занятия учителя будущих первоклассников; подготовлены материалы по психологической под­держке педагогов и родителей.

Вопросы преемственности начинают освещаться с детского сада. Родители, приводя детей в группу, видят массу интересной и своевре­менной информации по подготовке детей к школе. Это и советы учите­ля-логопеда, педагога-психолога и других специалистов, уголки для ро­дителей, папки-передвижки, рекомендации по вопросам воспитания, обучения, подготовки детей к школе. Работа с родителями ведется на протяжении всего периода дошкольного детства через родительские собрания, беседы по подготовке детей к школе, развитие познаватель­ных и творческих способностей детей, выбор будущих программ обуче­ния.

Педагоги дошкольных групп начинают работу по подготовке детей к школе с самого раннего возраста. Очень много детей приходит в дет­ский сад с недоразвитием речи, проблемами в произношении звуков, поэтому педагоги используют в своей работе различные виды игр, ко­торые способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики рук.

На занятия в подготовительную группу приглашаем учителей на­чальной школы с целью знакомства с программами воспитания и обу­чения дошкольного образования, методами и приемами работы с деть­ми, что позволяет более качественно решать проблемы преемственно­сти детского сада и начальной школы.

Предметно-развивающая среда обеспечивает жизненные потреб­ности наших детей. В группах созданы книжные и физкультурные угол­ки, речевые и экспериментальные зоны, изоуголки, уголки уединения и релаксации. Все зоны в группах многофункциональны и динамичны. В них устраиваются концерты, посиделки, чаепития.

Для детей младшей группы любимым местом является микросцена, которая служит мини-кафе, магазином, самолетом, театром. Здесь реа­лизуются задачи творческого развития детей. Экологическая пирамида помогает знакомить детей с особенностями природных явлений. Мо­бильность этой пирамиды позволяет детям использовать ее в качестве строительного конструктивного материала для составления определен­ного времени года. «Зеленая зона» помогает осуществлять образова­тельную работу по ознакомлению с окружающим миром, в ней прово­дятся эксперименты по выращиванию растений в разных условиях, создаются композиции из природного материала и др.

В старшей группе создана зона художественно-эстетической дея­тельности, где дети рисуют, лепят, рассматривают альбомы, оформля­ют мини-выставки. Раскрыть способности каждого ребенка помогают игровые центры. Здесь дети проводят свободное время, организуют иг­ры со сверстниками, самостоятельно используют разнообразное обо­рудование. Уголок русского быта, где собраны реальные образцы на­родного творчества, способствует воспитанию у детей чувства патрио­тизма, формирует представления о малой родине, помогает осознать общечеловеческие ценности, закрепить семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Экспериментальные зоны - важ­нейший аспект развития личности ребенка, в процессе которого дети имеют возможность проводить исследования и саморазвиваться. В группе имеется глобус, карта, лупа, дидактические игры, ребусы, тан-граммы, которые носят сменный характер.

В работе с детьми также используется традиционное и нестандарт­ное оборудование: классики, городки и т.д. Все это способствует обес­печению эмоционального благополучия, полноценного развития лично­сти, росту познавательной и двигательной активности.

Предметно-развивающая среда начальной школы приближена к среде дошкольных групп и служит интересам и потребностям каждого ребенка. В классных кабинетах дети видят знакомую обстановку. Пер­вый класс по-своему похож на подготовительную группу - прекрасный игровой уголок, мягкий уголок позволяют детям отдохнуть и найти заня­тие по своим интересам.

С целью знакомства с детьми дошкольных групп и их родителями, формами и методами проведения занятий, уровнем подготовки детей к школе и согласованности в предъявлении требований в дальнейшей учебной деятельности будущий учитель приглашает к себе на уроки де­тей подготовительной группы, воспитателей, проводит с ними экскур­сии. Как воспитатели дошкольных групп, так и учителя начальных клас­сов изучают на совместном школьном методическом объединении про­граммы дошкольного образования и начальной школы, используют в работе элементы здоровьесберегающих технологий.

Работа по данному направлению в образовательном учреждении проводится в системе, отслеживается как старшим воспитателем до­школьных групп, так и учителями начальных классов, специалистами школы: учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педа­гогом, заместителями директора по учебной и воспитательной работе. Данный вопрос постоянно на контроле у директора школы.

Преемственность обозначает всю совокупность традиций: первый звонок, последний звонок, проведение совместных праздников, а также работа творческого центра «Забота и милосердие». В нем школьники оказывают неоценимую помощь дошкольным группам в вязании кукол, изготовлении поделок, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, создании снежных городков зимой, очистке площадки от снега, организации игр с детьми летом, обыгрывании различных сюжетов, в оборудовании и ре­монте летней площадки, покраске и уборке территории. Одним из со­вместных мероприятий, проводимых ежегодно воспитателями и учите­лями начальных классов с детьми подготовительной группы и ученика­ми, являются «Веселые старты».

Работа образовательного учреждения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. В результате такой систематической и целенаправленной ра­боты улучшилась подготовка детей к обучению в школе. Об этом гово­рят итоги успеваемости выпускников детского сада на первой ступени обучения.

Таким образом, проблема преемственности успешно решается в тесном взаимодействии дошкольных групп и школы. Выигрывают от этого все. И пусть еще не все проблемы решены, но мы верим, что пре­емственность в работе школы и детского сада - залог успешной учебы каждого ребенка.

 

Список литературы

Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева. - М.: Просвещение, 1993.

Буре, Р.С. Готовим детей к школе [Текст]: книга для воспитателя дет­ского сада / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987.

Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н.В. Нижегородова, В.Д. Щадриков. - М.: ВЛАДОС, 2001.

 

Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» №4, 2008 год, стр. 55

Категория: Журнальные статьи | Добавил: RoToR (05.03.2012) | Автор: Лубнина Татьяна Алексеевна E W
Просмотров: 1919 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
Заказать сайт
МКОУ СОШ №10 п.Белореченск
Блог школьного сисадмина
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz