Сайт-портфолио Лубниной Татьяны Алексеевны
Главное меню
Новости сайта
Журнальные статьи [4]
Проекты [7]
Отзывы [3]
Отзывы о работе Татьяны Алексеевны
Форма входа
Главная » Статьи » Журнальные статьи

Педагогическое сопровождение гендерного самоопределения личности: проблемы, опыт и перспективы


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ГЕНДЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ:

ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ


А. Ш. Корепанова, Т. А. Лубнина

A. Sh. Korepanova, Т. A. Lubnin

ПРИНЯТИЕ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ МАЛЬЧИКАМИ

5-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ «САМОДЕЛКИН»

 

THE TAKING THE GENDER ROLE BY BOYS OF 5-7 YEARS

IN THE COURSE OF WORKSHOP "SAMODELKIN"

 

В статье описаны особенности тендерного развития мальчиков, выявленные в ряд(5 научных исследований. Авторами раскрыта одна из форм работы с мальчиками старшего дошкольного возраста в мастерской «Самоделкин» и представлены этапы работы с дере­вом и инструментами.

The article discloses the peculiarities of gender development of boys, revealed in а пшть ber of scientific researches. The authors depict the form of working with pre-school senior boys in the workshop "Samodelkin". It presents the work with wood and instruments.

 

До середины XIX века в культуре и массовом сознании преобладал патриархальный (или маскулинный) стереотип отношений между полами, согласно которому активность полностью принадлежала мужчине, а женщи­на рассматривалась как пассивное, зависимое, низшее существо. На рубеже XIX--XX веков возникает в явной форме новый стереотип отношений - фе­мининный, который предполагает реализацию в женском поведении момен­та активности и самостоятельности [2, с. 12]. Сглаживание половых разли­чий - одна из характерных примет нашего века.

Многочисленные исследования ученых (О. А. Воронина, Д. Еремеева, И. С. Кон, Д. В. Колесов, Л. В. Попова, Т. А. Репина, Л. Л. Рыбцова и др.) показывают, что высокая фемининность у женщин и маскулинность у муж­чин в современном обществе вовсе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, не­разрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах тендерного воспитания детей.

В исследованиях отечественных психологов (В. С. Мухина, Н. В. Пли-сенко, Т. А. Репина) выявлены полодифференцированные особенности лич­ности дошкольника, научно обоснована значимость периода дошкольного детства в становлении полоролевой социализации.

По мнению Т. Н. Дороновой, несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, но у мальчиков, незави­симо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще. Для них на всех этапах формирования тендерной устойчиво­сти требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу. Мужские качества традиционно ценятся выше жен­ских, а так как в раннем детстве мальчики находятся под влиянием матерей и вообще женщин, то с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения |1, с. 10].

Т. Н. Доронова считает, что для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился определенного результата. Каждый приобре­тенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положитель­но сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стре­миться к новым достижениям [1, с. 13]. Мальчикам чаще становится скучно, чем девочкам. Для удержания их внимания требуется большое число разно­образных стимулов. Кроме того, мальчики склонны к разнообразной поиско­вой деятельности [2, с. 58]. Учеными установлено, что мальчики в сравнении с девочками более подвижны, агрессивны, проявляют высокий уровень тре­вожности, неуверенности, испытывают трудности при установлении контак­тов со взрослыми и сверстниками. Мальчикам требуется больше места, они быстрее снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктив­ную деятельность, любят изобретать, конструировать, стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Могут отстоять свое мнение среди сверстников и защитить себя, на них больше влияет среда. У мальчиков превалирует абстрактное «внесловесное» отвле­ченное мышление, больше развито зрительное восприятие, выше математи­ческие способности, присутствует логика.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, прове­денных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период до­школьного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происхо­дит освоение тендерной роли.

Гендерную роль ученые рассматривают как одну из видов социальных ролей, это набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин [2, с. 64].

Вместе с тем в самый ответственный период формирования тендерной устойчивости девочки и мальчики в течение всего периода пребывания в дошкольном образовательном учреждении подвергаются исключительно женскому влиянию [1, с. 11]. Стратегия обучения, формы и методы работы у женщин-педагогов чаще всего рассчитаны на девочек (Т. Н. Доронова). Одна из самых распространенных ошибок - это установка на послушание, мало­заметность, прилежность, дисциплинированность. Бесконечные запреты пе­дагога разрушают у мальчиков имеющиеся предпосылки полоролевой само­идентификации.

Г. М. Коджаспирова утверждает, что, ориентируя мальчика на то, что он должен вырасти мужчиной, его ограничивают запретами проявления ак­тивности. Постоянные и настойчивые требования: «будь мужчиной», «ты же мальчик» - сочетаются с отсутствием возможностей сформировать и прояв­лять мужской тип поведения в какой-либо из сфер жизни.

Проблема самоидентификации мальчиков старшего дошкольного воз­раста возникла в связи с особенностями подбора детей в группе (из 19 де­тей- 12 мальчиков). Данные психолого-педагогических исследований легли в основу становления педагогического опыта по работе с мальчиками.

С целью освоения тендерной роли у мальчиков и с учетом их интересов и склонностей, свойственных их полу, в дошкольной группе старшего возраста создана мастерская для мальчиков «Самоделкин». Работа в мастерской заключается в изготовлении игрушек из дерева. Деревянные игрушки - это недорогие, безопасные и экологически чистые изделия, которые эффективны для развития у ребенка творческого начала, позиции созидателя. Дан­ная деятельность особенно полезна для мальчиков чрезмерно подвижных, непоседливых, так как она способствует формированию у них усидчивости, собранности, внимания, сосредоточенности. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты.

Для реализации специфических интересов мальчиков в группе при содействии родителей организована и обновлена предметно-развивающая среда, которая не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физическая, игровая, умственная и т. п.), но и ориентирована на гендерное самопознание детей: приобретены наборы инструментов (гвозди, молотки, ножовки), наждачная бумага, фольга, а также выжигатели.

В процессе работы мальчиков с деревом решаются воспитательные и образовательные задачи: приобретение практических навыков и умений; умений пользоваться инструментами; осознание себя мальчиками, своей со­циальной роли как мужчины-добытчика, будущего семьянина, хозяина в до­ме; формирование модели поведения, адекватной полу; воспитание культуры труда, то есть умение содержать в порядке во время труда рабочее место, со­блюдать правила работы с инструментами, правила безопасности; воспита­ние нравственно-волевых качеств личности (ответственность, взаимопо­мощь, настойчивость, внимательность, умение доводить дело до конца).

Вся работа строится поэтапно, с учетом основного педагогического принципа - от простого к сложному.

I этап - подготовка детей к предстоящей деятельности. Цель - соз­дание у мальчиков положительного эмоционального настроя, интереса к предстоящей работе. На данном этапе проводятся следующие формы рабо­ты: экскурсия по столярной школьной мастерской; беседа «Кем быть?»; оз­накомление с породами древесины; беседа «Что бывает деревянным?»; экс­курсия в лес для закрепления знаний детей о деревьях различных пород (бе­реза, ель, сосна, осина), привития любви к родной природе, бережного к ней отношения; рассказ воспитателя о том, как заготавливают древесину для различных нужд человека (строительство, изготовление мебели); оборудова­ние уголка труда в группе, знакомство с инструментами (молотки, ножовка, гвозди, наждачная бумага), видами гвоздей, их назначения; беседа «Кто из детей знает инструменты и умеет ими пользоваться?».

II этап - показ воспитателя и освоение мальчиками основных приемов работы по дереву. Цель- получение мальчиками элементарных знаний и овладение первоначальными навыками работы по дереву. Мальчи­ки обучаются следующим операциям работы (забивание гвоздей в спил де­рева, в виде дорожки, в форме геометрической фигуры и т. д.); разметка древесины линейкой; пиление по разметке, зачистка места спила наждачной бу­магой; соединение деталей.

III этап - изготовление простейших игрушек: стул без ножек, скамейка без спинки, деревянная кровать, диван. Цель - создание неподвижных игрушек по образцу взрослого, закрепление навыков работы с инструмента­ми. В качестве материала используются готовые детали - заготовки из дерева.

IV этап - изготовление сложных игрушек: тележка, легковой авто­мобиль, коляска для кукол. Цель - совершенствование полученных навыков, изготовление подвижных игрушек.

V этап - изготовление детьми игрушек по замыслу (свободное моделирование, изготовление творческих работ). Цель - формирование умения самостоятельно задумывать поделку и выполнять ее, создание коллективных работ; закрепление технических навыков работы с инструментами и деревом.

Данная поэтапная работа помогает мальчикам увидеть результат сво­его труда, испытать чувство удовлетворения. В процессе деятельности в мастерской, прежде всего, изменилось отношение педагогов, родителей к де­тям как к «мальчикам и девочкам», улучшилась культура общения между девочками и мальчиками, родители стали активными помощниками и еди­номышленниками в вопросах тендерного воспитания детей.

Мальчики приобрели навыки работы с деревом и инструментами. У них проявляется интерес к труду, желание трудиться, положительное отно­шение к выполнению будущей социальной роли.

Раздельное обучение в кружке проводится не только для того, чтобы научить мальчиков определенным умениям, но и для того, чтобы содейство­вать становлению и развитию его личностных качеств. В процессе данной деятельности у мальчиков осуществляется умственное, физическое нравст­венное развитие. У них формируются такие качества, как трудолюбие, от­ветственность, взаимопомощь, отзывчивость, закладываются ценностные ус­тановки, что труд - основа для полноценной жизни. А если человек трудо­любив, он в жизни добьется многих успехов. Каждому мальчику, а в буду­щем мужчине, пригодятся в жизни полученные умения и навыки. Кто знает, может быть, интерес к работе с деревом, пробужденный в дошкольном воз­расте, не угаснет и кто-либо из ребят в будущем станет отличным столяром, резчиком по дереву, создаст шедевры прикладного искусства.

Таким образом, работа с мальчиками старшего дошкольного возраста в мастерской «Самоделкин» представляет одну из эффективных форм по при­нятию полноценной тендерной роли, способствует раскрытию их способно­стей.

 

Примечания

  1. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Пресс, 2009. 224 с.
  2. Коджаспирова Г. М. Тендерная педагогика в кадетских образовательных учреждениях. М.: Эконом-Информ, 2008. 140 с. 
Категория: Журнальные статьи | Добавил: RoToR (05.03.2012) | Автор: Лубнина Татьяна Алексеевна E W
Просмотров: 1047 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
Заказать сайт
МКОУ СОШ №10 п.Белореченск
Блог школьного сисадмина
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz