ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ГЕНДЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
А. Ш. Корепанова, Т. А. Лубнина A.
Sh. Korepanova, Т. A. Lubnin ПРИНЯТИЕ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ МАЛЬЧИКАМИ 5-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ «САМОДЕЛКИН» THE TAKING THE GENDER ROLE BY
BOYS OF 5-7 YEARS IN THE COURSE OF WORKSHOP
"SAMODELKIN" В статье описаны
особенности тендерного развития мальчиков, выявленные в ряд(5 научных
исследований. Авторами раскрыта одна из форм работы с мальчиками старшего
дошкольного возраста в мастерской «Самоделкин» и представлены этапы работы с
деревом и инструментами. The article discloses the peculiarities of gender
development of boys, revealed in а пшть ber of scientific researches.
The authors depict the form of working with pre-school senior boys in the
workshop "Samodelkin". It presents the work with wood and instruments. До середины XIX века в
культуре и массовом сознании преобладал патриархальный (или маскулинный)
стереотип отношений между полами, согласно которому активность полностью
принадлежала мужчине, а женщина рассматривалась как пассивное, зависимое,
низшее существо. На рубеже XIX--XX веков возникает в явной форме новый
стереотип отношений - фемининный, который предполагает реализацию в женском
поведении момента активности и самостоятельности [2, с. 12]. Сглаживание
половых различий - одна из характерных примет нашего века. Многочисленные исследования
ученых (О. А. Воронина, Д. Еремеева, И. С. Кон, Д. В. Колесов, Л. В. Попова, Т.
А. Репина, Л. Л. Рыбцова и др.) показывают, что высокая фемининность у женщин и
маскулинность у мужчин в современном обществе вовсе не являются гарантией их
социального и психического благополучия. Образование как педагогическое
явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении,
корректировке своих позиций в вопросах тендерного воспитания детей. В исследованиях
отечественных психологов (В. С. Мухина, Н. В. Пли-сенко, Т. А. Репина) выявлены
полодифференцированные особенности личности дошкольника, научно обоснована
значимость периода дошкольного детства в становлении полоролевой социализации. По мнению Т. Н. Дороновой,
несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех
детей, но у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие
проблемы встречаются гораздо чаще. Для них на всех этапах формирования
тендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие
автоматически идет по женскому типу. Мужские качества традиционно ценятся выше
женских, а так как в раннем детстве мальчики находятся под влиянием матерей и
вообще женщин, то с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские
образцы поведения |1, с. 10]. Т. Н. Доронова считает, что
для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился
определенного результата. Каждый приобретенный навык, результат, который
мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте,
позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям [1, с. 13].
Мальчикам чаще становится скучно, чем девочкам. Для удержания их внимания
требуется большое число разнообразных стимулов. Кроме того, мальчики склонны к
разнообразной поисковой деятельности [2, с. 58]. Учеными установлено, что
мальчики в сравнении с девочками более подвижны, агрессивны, проявляют высокий
уровень тревожности, неуверенности, испытывают трудности при установлении
контактов со взрослыми и сверстниками. Мальчикам требуется больше места, они
быстрее снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную
деятельность, любят изобретать, конструировать, стремятся разобрать механизм,
узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Могут отстоять свое
мнение среди сверстников и защитить себя, на них больше влияет среда. У
мальчиков превалирует абстрактное «внесловесное» отвлеченное мышление, больше
развито зрительное восприятие, выше математические способности, присутствует
логика. В результате анализа
психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было
установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в
разных странах мира, происходит освоение тендерной роли. Гендерную роль ученые
рассматривают как одну из видов социальных ролей, это набор ожидаемых образцов
поведения для мужчин и женщин [2, с. 64]. Вместе с тем в самый
ответственный период формирования тендерной устойчивости девочки и мальчики в
течение всего периода пребывания в дошкольном образовательном учреждении
подвергаются исключительно женскому влиянию [1, с. 11]. Стратегия обучения,
формы и методы работы у женщин-педагогов чаще всего рассчитаны на девочек (Т.
Н. Доронова). Одна из самых распространенных ошибок - это установка на
послушание, малозаметность, прилежность, дисциплинированность. Бесконечные
запреты педагога разрушают у мальчиков имеющиеся предпосылки полоролевой самоидентификации.
Г. М. Коджаспирова
утверждает, что, ориентируя мальчика на то, что он должен вырасти мужчиной, его
ограничивают запретами проявления активности. Постоянные и настойчивые
требования: «будь мужчиной», «ты же мальчик» - сочетаются с отсутствием
возможностей сформировать и проявлять мужской тип поведения в какой-либо из
сфер жизни. Проблема самоидентификации
мальчиков старшего дошкольного возраста возникла в связи с особенностями
подбора детей в группе (из 19 детей- 12 мальчиков). Данные
психолого-педагогических исследований легли в основу становления
педагогического опыта по работе с мальчиками. С целью освоения тендерной
роли у мальчиков и с учетом их интересов и склонностей, свойственных их полу, в
дошкольной группе старшего возраста создана мастерская для мальчиков
«Самоделкин». Работа в мастерской заключается в изготовлении игрушек из дерева.
Деревянные игрушки - это недорогие, безопасные и экологически чистые изделия,
которые эффективны для развития у ребенка творческого начала, позиции
созидателя. Данная деятельность особенно полезна для мальчиков чрезмерно
подвижных, непоседливых, так как она способствует формированию у них
усидчивости, собранности, внимания, сосредоточенности. Мальчик в группе
сверстников своего пола приобретает мужские черты. Для реализации специфических
интересов мальчиков в группе при содействии родителей организована и обновлена
предметно-развивающая среда, которая не только обеспечивает разные виды
активности дошкольников (физическая, игровая, умственная и т. п.), но и
ориентирована на гендерное самопознание детей: приобретены наборы инструментов
(гвозди, молотки, ножовки), наждачная бумага, фольга, а также выжигатели. В процессе работы мальчиков
с деревом решаются воспитательные и образовательные задачи: приобретение
практических навыков и умений; умений пользоваться инструментами; осознание
себя мальчиками, своей социальной роли как мужчины-добытчика, будущего
семьянина, хозяина в доме; формирование модели поведения, адекватной полу;
воспитание культуры труда, то есть умение содержать в порядке во время труда
рабочее место, соблюдать правила работы с инструментами, правила безопасности;
воспитание нравственно-волевых качеств личности (ответственность, взаимопомощь,
настойчивость, внимательность, умение доводить дело до конца). Вся работа строится
поэтапно, с учетом основного педагогического принципа - от простого к сложному. I этап - подготовка детей к предстоящей деятельности. Цель - создание у мальчиков положительного
эмоционального настроя, интереса к предстоящей работе. На данном этапе
проводятся следующие формы работы: экскурсия по столярной школьной мастерской;
беседа «Кем быть?»; ознакомление с породами древесины; беседа «Что бывает
деревянным?»; экскурсия в лес для закрепления знаний детей о деревьях
различных пород (береза, ель, сосна, осина), привития любви к родной природе,
бережного к ней отношения; рассказ воспитателя о том, как заготавливают
древесину для различных нужд человека (строительство, изготовление мебели);
оборудование уголка труда в группе, знакомство с инструментами (молотки,
ножовка, гвозди, наждачная бумага), видами гвоздей, их назначения; беседа «Кто
из детей знает инструменты и умеет ими пользоваться?». II этап - показ воспитателя и освоение мальчиками
основных приемов работы по дереву.
Цель- получение мальчиками элементарных знаний и овладение первоначальными
навыками работы по дереву. Мальчики обучаются следующим операциям работы
(забивание гвоздей в спил дерева, в виде дорожки, в форме геометрической
фигуры и т. д.); разметка древесины линейкой; пиление по разметке, зачистка
места спила наждачной бумагой; соединение деталей. III этап -
изготовление простейших игрушек: стул
без ножек, скамейка без спинки, деревянная кровать, диван. Цель - создание
неподвижных игрушек по образцу взрослого, закрепление навыков работы с
инструментами. В качестве материала используются готовые детали - заготовки из
дерева. IV этап -
изготовление сложных игрушек:
тележка, легковой автомобиль, коляска для кукол. Цель - совершенствование
полученных навыков, изготовление подвижных игрушек. V этап - изготовление детьми игрушек по замыслу (свободное моделирование, изготовление творческих
работ). Цель - формирование умения самостоятельно задумывать поделку и
выполнять ее, создание коллективных работ; закрепление технических навыков
работы с инструментами и деревом. Данная поэтапная работа
помогает мальчикам увидеть результат своего труда, испытать чувство
удовлетворения. В процессе деятельности в мастерской, прежде всего, изменилось
отношение педагогов, родителей к детям как к «мальчикам и девочкам»,
улучшилась культура общения между девочками и мальчиками, родители стали активными
помощниками и единомышленниками в вопросах тендерного воспитания детей. Мальчики приобрели навыки
работы с деревом и инструментами. У них проявляется интерес к труду, желание
трудиться, положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. Раздельное обучение в кружке
проводится не только для того, чтобы научить мальчиков определенным умениям, но
и для того, чтобы содействовать становлению и развитию его личностных качеств.
В процессе данной деятельности у мальчиков осуществляется умственное,
физическое нравственное развитие. У них формируются такие качества, как
трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, отзывчивость, закладываются
ценностные установки, что труд - основа для полноценной жизни. А если человек
трудолюбив, он в жизни добьется многих успехов. Каждому мальчику, а в будущем
мужчине, пригодятся в жизни полученные умения и навыки. Кто знает, может быть,
интерес к работе с деревом, пробужденный в дошкольном возрасте, не угаснет и
кто-либо из ребят в будущем станет отличным столяром, резчиком по дереву,
создаст шедевры прикладного искусства. Таким образом, работа с
мальчиками старшего дошкольного возраста в мастерской «Самоделкин» представляет
одну из эффективных форм по принятию полноценной тендерной роли, способствует раскрытию
их способностей. Примечания - Доронова Т. Н.
Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Пресс, 2009.
224 с.
- Коджаспирова Г. М.
Тендерная педагогика в кадетских образовательных учреждениях. М.:
Эконом-Информ, 2008. 140 с.
|